«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при

  минимуме затрат достичь максимум эффекта».

Г.С. Альтшуллер

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

В процессе обучения в нашем детском саду «Киндер» используются современные методики, позволяющие эффективно построить процесс овладения умениями и навыками. Одним из таких направлений является ТРИЗ.

ТРИЗ, или Технология Решения Изобретательских Задач, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с 4х-летнего возраста наших воспитанников.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые задания, он раскрывает перед ними истину, ребенок должен учить ее находить. На вопрос ребенка педагог не торопится отвечать, необходимо предоставить ему возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Активизация творческого воображения.
  • Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Преимущества программы ТРИЗ в нашем детском саду:

  • Способствует развитию аналитических способностей, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей.
  • Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения,
    растет словарный запас.
  • Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
  • Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
  • Дает свободу слова и свободу проявления личности.
  • Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.

Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:

Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

триз в детском саду

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.


Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии, и наши Педагоги помогут Вам в этом. Приходите и убедитесь сами!